Спортивная подготовка

ПАРУСНЫЙ СПОРТ
 
Муниципальное бюджетное учреждение
«Спортивная школа олимпийского резерва по парусному спорту» города Челябинска
 
 
Программа спортивной подготовки
по парусному спорту
 
 
Федеральный стандарт спортивной подготовки
по виду спорта парусный спорт
(приказ Минспорта России от 16.04.2018 № 346)
 
Срок реализации без ограничений
 
 
Разработчик: Дьячкова Е.В.
 
 
 
 
 
г. Челябинск
2018

 

 

Пояснительная записка

Программа спортивной подготовки (далее Программа) по виду спорта парусный спорт МБУ СШОР по парусному спорту города Челябинска разработана в соответствии с Законом РФ от 4 декабря 2007г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» (с изменениями № 412-ФЗ от 6 декабря 2011 года), приказом Министерства спорта Российской Федерации № 346 от 16.04.2018 года «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «парусный спорт», с учетом нормативно-правового обеспечения деятельности спортивных школ в РФ с целью: организации, планирования и проведения тренировочного процесса с лицами, проходящими спортивную подготовку.

Парусный спорт — один из немногочисленных видов спорта, занимаясь которым человек не только соревнуется в мастерстве с себе подобными, но и сталкивается лицом к лицу с силами природы. Борьба с непогодой создает подчас весьма суровые условия, в которых человек становится выносливым, закаленным, развивается физически. Плавание на яхтах, будь то гонка или крейсерство способствует воспитанию таких черт характера, как смелость и решительность, находчивость и инициатива, воля к победе.

                        Если в яхтенном экипаже нет сплоченности, борьба, как с силами природы, так и с соперником в гонке грозит серьезным поражением. Поэтому в каждом яхтсмене, от матроса до рулевого, должны быть сильно развиты чувства личной ответственности, разумной и строгой дисциплины, подлинного товарищества и взаимопомощи.

                        Велико прикладное значение парусного спорта. Наряду с высокими физическими, моральными и спортивными качествами каждый яхтсмен в зависимости от своей квалификации непременно должен обладать комплексом специальных знаний, быть хорошо подготовленным к грамотному и умелому управлению яхтой при любой погоде и содержанию судна и его парусного вооружения в хорошем состоянии. Он должен также иметь определенный минимум знаний в области кораблевождения, метеорологии, лоции, малярного и столярного дела и других, необходимых в морском деле наук и ремесел.

                        Наконец, в парусном спорте на человека активно воздействуют три основных оздоровительных фактора — солнце, свежий морской или речной воздух и вода, которые способствуют закаливанию организма и создают наилучшие условия для превосходного и здорового активного отдыха.

Тренировочный процесс ведется в соответствии с годовым тренировочным планом, рассчитанным на 52 недели.

Основными формами осуществления спортивной подготовки являются:

- групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;

- работа по индивидуальным планам;

- тренировочные сборы;

- участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;

- инструкторская и судейская практика;

- медико-восстановительные мероприятия;

- тестирование и контроль.

Работа осуществляется по индивидуальным планам спортивной подготовки.

Для проведения занятий на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства кроме основного тренера (тренера-преподавателя) по виду спорта парусный спорт допускается привлечение дополнительно второго тренера (тренера-преподавателя) по общефизической и специальной физической подготовке при условии их одновременной работы с лицами, проходящими спортивную подготовку.

Для обеспечения круглогодичности спортивной подготовки, подготовки к спортивным соревнованиям и активного отдыха (восстановления) лиц, проходящих спортивную подготовку, организуются тренировочные сборы, являющиеся составной частью (продолжением) тренировочного процесса.

Лицам, проходящим спортивную подготовку, не выполнившим предъявляемые Программой требования, предоставляется возможность продолжить спортивную подготовку на том же этапе спортивной подготовки.

С учетом специфики вида спорта парусный спорт определяются следующие особенности спортивной подготовки:

- комплектование групп спортивной подготовки, а также планирование тренировочных занятий (по объему и интенсивности тренировочных нагрузок разной направленности) осуществляются в соответствии с гендерными и возрастными особенностями развития;

- в зависимости от условий и организации занятий, а также условий проведения спортивных соревнований подготовка по виду спорта парусный спорт осуществляется на основе обязательного соблюдения необходимых мер безопасности в целях сохранения здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку.

На стадии спортивной подготовки воспитанников, СШОР призвана способствовать их самосовершенствованию, развитию физических, интеллектуальных и нравственных качеств личности, достижению уровня высших спортивных успехов.

Основными задачами являются:

·      осуществлять отбор и подготовку всесторонне развитых юных спортсменов, привитие им интереса к занятиям избранным видом спорт;

·      подготовка высококвалифицированных спортсменов из числа способных юношей и молодежи;

·      внедрение в практику данных науки, передового педагогического опыта, способствующих совершенствованию процесса обучения и тренировки и систематическому росту мастерства спортсменов;

·      подготовка резервов в состав сборных команд области и страны;

·      подготовка инструкторов, тренеров-общественников и судей по спорту для ведения работы в спортивных секциях коллективов физической культуры и других спортивных организациях;

·      четкой организации систематической воспитательной работы в духе нравственных принципов морального кодекса, привитие спортсменов навыков соблюдения спортивной этики, воспитания организованности, дисциплины, любви и преданности к своему делу;

·      овладение занимающимся необходимыми теоретическими знаниями (в соответствие с требованиями программ) как важному фактору повышения качества и продуктивности занятий спортом;

·      систематическое проведение спортивных соревнований и активное участие занимающихся в соревнованиях своего коллектива, района, города, области, края, страны.

II. Нормативная часть

 

Система многолетней спортивной подготовки представляет собой единую организационную систему, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, форм спортивной подготовки, которая основана на целенаправленной двигательной активности: оптимальное соотношение процессов тренировки, воспитания физических качеств и формирования двигательных умений, навыков и различных сторон подготовленности; рост объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постоянно изменяется; строгое соблюдение постепенности в процессе наращивания нагрузок; одновременное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого.

Основной целью Учреждения является подготовка спортивного резерва.

При приеме в учреждение, в целях выявления у поступающих физических, психологических способностей и двигательных умений, необходимых для освоения программы спортивной подготовки по парусному спорту, проводится индивидуальный отбор.

К индивидуальному отбору допускаются поступающие, представившие полный пакет документов для поступления в Учреждение.

 

1. Условия зачисления и перевода на следующий этап подготовки.

 

Индивидуальный отбор проводится в форме тестирования, экспертной оценки.

Каждому результату присваивается балл, отражающий уровень развития двигательного навыка поступающего. Общий результат тестирования определяется по общей сумме баллов.

п/п

Контрольные упражнения (тесты)

для зачисления в НП1

Результаты

Баллы

Мальчики

Девочки

1

Бег 1000 м (без учета времени)

без остановки

5

2

Плавание 50 м (без учета времени)

без остановки

5

3

Для мальчиков:

Подтягивание на перекладине

 

4 и более

3

2

1

0

 

5

4

3

2

1

 

Подъем туловища, лежа на спине (девочки)

 

15 и более

11-14

8-10

5-7

0-4

5

4

3

2

1

4

Для девочек:

Подъем туловища, лежа на спине за 20 с

 

20 и более

15-19

10-14

5-9

1-4

5

4

3

2

1

4

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

15 и более

13-14

11-12

9-10

8 и меньше

10 и более

8-9

6-7

4-5

3 и меньше

5

4

3

2

1

5

Прыжок в длину с места

 

160 и более

150-159

140-149

130-139

120-129

150 и более

140-149

130-139

120-129

110-119

5

4

3

2

1

 

                                                                                                                          Проходной балл 25.

По результатам индивидуального отбора, к зачислению в учреждение на обучение по программе спортивной подготовки принимаются поступающие, набравшие наибольшее количество баллов.

Поступающие, набравшие меньшее количество баллов, принимаются к зачислению при наличии вакантных мест.

Организация приема и зачисления поступающих для освоения программ спортивной подготовки осуществляется приемной комиссией.

Этап начальной подготовки.

                        На этап начальной подготовки зачисляются желающие заниматься парусным спортом и не имеющие медицинских противопоказаний.

                        В СШОР при наличии конкурса и в целях первичной селекции абитуриентов зачисление осуществляется по итогам вступительного тестирования.

                        Поступающие в группы начальной подготовки обязаны представить:

- заявление, а в случае если они несовершеннолетние, то заявление их законных представителей;

- согласие на обработку персональных данных;

- копия паспорта (при наличии) или свидетельства о рождении поступающего;

- справка об отсутствии медицинских противопоказаний для освоения соответствующей программы спортивной подготовки;

- фотографии поступающего.

                        Все поступающие обязаны пройти медосмотр и сдать вступительное тестирование.

                        Условиями перевода на следующий этап подготовки являются:

- освоение элементарных приемов управления парусным судном;

- сдача нормативов по ОФП и спецнорматива по плаванию - плавание в спортивной одежде и спасательном жилете.

Тренировочный этап подготовки.

На тренировочный этап подготовки зачисляются:

- успешно прошедшие курс начальной подготовки;

- проявившие специальные способности к занятиям парусным спортом;

- выполнившие 2 юношеский разряд;

- не имеющие противопоказаний по результатам углубленного медицинского обследования.

Перевод спортсмена осуществляется решением тренерского совета школы (СШОР) по представлению тренера группы. При этом предоставляются:

- классификационной книжки спортсмена;

- удостоверение на право управления парусным судном (для рулевых);

- результаты сдачи нормативов по видам подготовки;

- справка о прохождении медосмотра.

Этап совершенствования спортивного мастерства.

На этап совершенствования спортивного мастерства зачисляются спортсмены, выполнившие на предыдущих этапах следующие требования:

-       выполнившие (подтвердившие) спортивный разряд не ниже КМС;

-       сдавшие экзамены и получившие права яхтенного рулевого 2 класса (для рулевых швертботов «Оптимист» и «Кадет» – не ниже 3-го класса);

-       сдавшие нормативы по СФП\ОФП, включая специальный норматив по плаванию – плавание в одежде и спасательном жилете вольным стилем б\у времени, не менее 200м;

-       проявившие выраженное желание заниматься парусным спортом и обладающие специальными способностями;

-       вошедшие в состав сборной команды не ниже областного масштаба.

Перевод спортсменов осуществляется решением тренерского совета СШОР по представлению тренера с предъявлением:

-       классификационной книжки спортсмена;

-       удостоверения на право управления парусным судном (для рулевых);

-       результатов сдачи нормативов по видам подготовки;

-       результатов медосмотра.

Этап высшего спортивного мастерства.

На этап высшего спортивного мастерства зачисляются спортсмены:

-       проявившие себя в качестве высоко пригодных к специализированной спортивной деятельности (парусному спорту), обладающие выраженным стремлением добиваться, не смотря на трудности, высот спортивного мастерства, пожертвовать ради занятий спортом досугом, развлечениями;

-       получившие звание не ниже «мастера спорта»;

-       вошедшие в состав сборной команды не ниже республиканского (краевого) уровня.

Возраст спортсмена и срок его пребывания в группах высшего спортивного мастерства не ограничивается, если такой спортсмен выполняет контрольные задания и предусмотренные нормативы по видам подготовки, а результаты его годам стабильны.

Зачисление спортсмена на этап высшего спортивного мастерства производится ежегодно решением тренерского совета СШОР по представлению тренера. При этом тренерскому совету на утверждение предъявляются:

-       спортивные документы (классификационная книжка, права не ниже 2-го класса);

-       отчет о выполнении плана за истекший год, включая спортивные результаты и их динамику, итоги сдачи нормативов по видам подготовки, справка о прохождении медосмотра;

-       индивидуальный план подготовки на следующий год.

 

2. Численный состав, максимальный объем учебно-тренировочной работы в год. Продолжительность занятий в неделю по этапам подготовки.

Этапы

спортивной подготовки

Период обучения

Количество занимающихся

Макс. объем уч.-тр. работы (час\нед)

Общее кол-во рабочих недель

в год

Макс. объем

уч.-тр. работы

в год (час)

Этап начальной подготовки

до 1 года

12

6

52

312

свыше 1 года

8

416

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

до 2-х лет

6

12

52

624

свыше 2-х лет

6

18

936

Этап совершенствования спортивного мастерства

свыше 2 лет

2

28

52

1456

Этап высшего спортивного мастерства

Весь период

1-2

32

52

1664

Спортсмен, успешно проходящий спортивную подготовку и выполняющий минимальные требования программы спортивной подготовки, до окончания освоения данной программы на соответствующем этапе спортивной подготовки не может быть отчислен из учреждения по возрастному критерию.

При объединении в одну группу лиц, проходящих спортивную подготовку разных по спортивной подготовленности, разница в уровне их спортивного мастерства не должна превышать двух спортивных разрядов.

Зачисление на определенный этап спортивной подготовки, перевод лиц, проходящих спортивную подготовку, в группу следующего этапа спортивной подготовки производится по приказу руководителя (директора) учреждения, осуществляющей спортивную подготовку на основании решения органа самоуправления (тренерского, методического совета) с учетом стажа занятий, выполнения контрольно-переводных нормативов.

Если на одном из этапов спортивной подготовки, результаты прохождения спортивной подготовки не соответствуют требованиям, установленным федеральными стандартами спортивной подготовки по виду спорта парусный спорт, перевод на следующий этап спортивной подготовки не допускается.

Лицам, проходящим спортивную подготовку, не выполнившим предъявляемые программой спортивной подготовки требования, может предоставляться возможность продолжить спортивную подготовку на том же этапе спортивной подготовки в порядке, предусмотренном Уставом СШОР по парусному спорту, осуществляющей спортивную подготовку. Такие лица могут решением органа самоуправления учреждением (тренерского, методического совета) продолжать спортивную подготовку повторно, но не более одного раза на данном этапе.

Отдельные лица, проходящие спортивную подготовку, не достигшие установленного возраста для перевода в группу следующего тренировочного года, в исключительных случаях могут быть переведены раньше срока на основании решения органа самоуправления (тренерского, методического совета) при персональном разрешении врача.

Нормативы по видам спортивной подготовки и их соотношение на этапах спортивной подготовки в группах, занимающихся парусным спортом, включают в себя:

1. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе начальной подготовки.

2. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на тренировочном этапе спортивной специализации.

3. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе совершенствования спортивного мастерства.

4. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе высшего спортивного мастерства.

5. Нормативы максимального объема тренировочной нагрузки.

3. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе начальной подготовки.

Развиваемое физическое качество

Контрольные упражнения (тесты)

Юноши

Девушки

Выносливость

Бег 1000 м (без учета времени)

Бег 1000 м (без учета времени)

Плавание 50 м (без учета времени)

Плавание 50 м (без учета времени)

Сила

Подтягивание на перекладине

(не менее 4 раз)

Подъем туловища, лежа на спине

(не менее 8 раз)

Приседания за 15 с (не менее 12 раз)

Приседания за 15 с (не менее 10 раз)

Силовая выносливость

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 15 раз)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 10 раз)

Скоростно-силовые качества

Прыжок в длину с места

(не менее 160 см)

Прыжок в длину с места

(не менее 150 см)

-

Подъем туловища, лежа на спине за 20 с (не менее 5 раз)

Техническое мастерство

Участие не менее чем в 1м профильном спортивно-массовом мероприятии, техника управления

Участие не менее чем в 1м профильном спортивно-массовом мероприятии, техника управления

Спортивный разряд

Без разряда

 

4. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на тренировочном этапе спортивной специализации

Развиваемое физическое качество

Контрольные упражнения (тесты)

Юноши

Девушки

Выносливость

Бег 3000 м (не более 14 мин. 00 с)

Бег 1500 м (не более 6 мин. 30 с)

Плавание 400 м (без учета времени)

Плавание 400 м (без учета времени)

Сила

Подтягивание на перекладине

(не менее 10 раз)

Подтягивание на перекладине

(не менее 2 раз)

Подъем туловища, лежа на спине (не менее 25 раз)

Подъем туловища, лежа на спине

(не менее 20 раз)

Силовая выносливость

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 25 раз)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 20 раз)

Приседания за 15 с (не менее 12 раз)

Приседания за 15 с (не менее 10 раз)

Техническое мастерство

Участие не менее чем в 3 х профильных спортивно-массовых мероприятиях, тактика гонок

Участие не менее чем в 3 х профильных спортивно-массовых мероприятиях, тактика гонок

Спортивный разряд

Третий спортивный разряд

 

 

5. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе совершенствования спортивного мастерства

Развиваемое физическое качество

Контрольные упражнения (тесты)

Юноши

Девушки

Быстрота

Плавание 400 м (не более 8мин. 15с)

Плавание 400 м (не более 9 мин. 00с)

Скоростно-силовые качества

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 30 с (не менее 12 раз)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 30 с (не менее 10 раз)

Выносливость

Бег 3000 м (не более 12 мин. 30с)

Бег 3000 м (не более 13 мин. 30 с)

Сила

Подтягивание на перекладине (не менее 14 раз)

Подтягивание на перекладине (не менее 7 раз)

Подъем туловища, лежа на спине (не менее 25 раз)

Подъем туловища, лежа на спине (не менее 20 раз)

Силовая выносливость

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 35 раз)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 30 раз)

Техническое мастерство

Обязательная техническая программа (тактика гонок)

Обязательная техническая программа (тактика гонок)

Спортивный разряд

Кандидат в мастера спорта

 

6. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе высшего спортивного мастерства

Развиваемое физическое качество

Контрольные упражнения (тесты)

Мужчины

Женщины

Быстрота

Плавание 400 м (не более 7 мин. 30 с)

Плавание 400 м (не более 8 мин.00с)

Скоростно-силовые качества

Прыжок в длину с места (не менее 240 см)

Прыжок в длину с места (не менее 220 см)

Выносливость

Бег 3000 м (не более 12 мин. 00 с)

Бег 3000 м (не более 13 мин. 00 с)

Сила

Подтягивание на перекладине (не менее 16 раз)

Подтягивание на перекладине (не менее 8 раз)

Подъем туловища, лежа на спине (не менее 50 раз)

Подъем туловища, лежа на спине (не менее 45 раз)

Силовая выносливость

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 35 раз)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 30 раз)

Техническое мастерство

Обязательная техническая программа (тактика гонок)

Обязательная техническая программа (тактика гонок)

Спортивное звание

Мастер спорта России, мастер спорта России международного класса

 

7. Режимы тренировочной работы.

Нормативы максимального объема тренировочной нагрузки:

 

Этапный норматив

Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Этап совершенствования спортивного мастерства

Этап высшего спортивного мастерства

До года

Свыше года

До двух лет

Свыше двух лет

Количество часов в неделю

6

8

12

18

28

32

Количество тренировок в неделю

3

4

6

6

12

12

Общее количество часов в год

312

416

624

936

1456

1664

Общее количество тренировок в год

156

208

312

312

624

624

 

8. Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта парусный спорт:

 

Этапы спортивной подготовки

Продолжительность этапов (в годах)

Минимальный возраст для зачисления в группы (лет)

Наполняемость групп (человек)

Этап начальной подготовки

3

9

12

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

5

11

6

Этап совершенствования спортивного мастерства

Без ограничений

14

2

Этап высшего спортивного мастерства

Без ограничений

15

1

 

9. Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта парусный спорт:

 

Разделы подготовки

Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Этап совершенствования спортивного мастерства

Этап высшего спортивного мастерства

1 год

Свыше года

До двух лет

Свыше двух лет

Общая физическая подготовка (%)

44

35

30

29

32

35

Специальная физическая подготовка (%)

19

28

33

29

32

23

Техническая подготовка (%)

25

22

20

22

24

25

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%)

11

13

15

16

16

10

Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%)

1

2

3

5

6

7

 

10. Планирование и учет учебно-тренировочного процесса.

 

Учебный процесс СШОР по парусному спорту планируется на основе материалов данной программы. Приводимые в таблицах и графиках показатели условны и могут варьироваться в конкретных планах, в зависимости от этапа подготовки, особенностей группы.

В СШОР должна вестись следующая документация планирования и учета:

1. Планирование:

-       годовой план;

-       рабочий план – график;

-       календарный план спортивных мероприятий;

-       контрольные нормативы по видам подготовки и календарь их сдачи;

-       расчет учебных часов (по типам групп);

-       расписание занятий.

-       индивидуальные планы подготовки.

2. Учет проделанной работы:

-       личные карточки спортсменов;

-       журнал тренера группы;

-       протоколы (или выписки из протоколов) соревнований;

-       документация по оформлению спортивных разрядов;

-       документация по учету сдачи контрольных нормативов по видам подготовки, норматива по плаванию, зачета по правилам безопасности плавания;

-       дневник тренера.

11. Медицинские, возрастные и психофизические требования

к лицам, проходящим спортивную подготовку.

 

Учреждение в рамках спортивной подготовки осуществляет медицинский контроль за состоянием здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку, несет ответственность за сохранность их жизни и здоровья, обеспечивает восстановительные и реабилитационные мероприятия, обеспечивает фармакологическое, антидопинговое и психологическое сопровождение. Результаты врачебных и психологических наблюдений используются Учреждением для коррекции индивидуальных планов спортивной подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку.

Медицинский контроль за состоянием здоровья спортсменов осуществляется специалистами областного врачебно-физкультурного диспансера не менее 2-х раз в год. Дополнительные медицинские осмотры спортсменов следует проводить перед участием в соревнованиях, после болезни или травмы. Необходимо вести контроль за использованием фармакологических средств.

Контроль за уровнем физической работоспособности и функционального состояния организма спортсмена проводится в рамках этапного комплексного обследования для определения потенциальных возможностей спортсмена, динамики уровня тренированности, соответствия выполняемых тренировочных и соревновательных нагрузок функциональным возможностям организма.

При подготовке спортсменов важным аспектом является психофизическая подготовка. Программой устанавливается комплекс действий и приемов, осуществляемых в условиях тренировок и соревнований, которые связаны со значительными психическими и физическими напряжениями, формирующие основные психологические качества спортсмена:

- уверенность в своих действиях, четкое представление о своих возможностях и способность предельно мобилизовать их в условиях соревновательной борьбы;

- развитая способность к проявлению волевых качеств;

- устойчивость спортсмена к стрессовым ситуациям тренировочной и соревновательной деятельности;

- степень совершенства кинестетических, визуальных и других сенсорных восприятий различных параметров двигательных действий и окружающей среды;

- способность к психической регуляции движений, обеспечению эффективной мышечной координации;

- развитие наглядно-образной памяти, наглядно-образного мышления, распределения внимания,

- способность воспринимать, организовывать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени.

Комплектование групп спортивной подготовки, а также планирование тренировочных занятий (по объему и интенсивности тренировочных нагрузок разной направленности) осуществляются в соответствии с гендерными и возрастными особенностями развития.

12. Предельные тренировочные нагрузки.

 

Тренер использует большие и предельные их величины это предусматривает на каждом новом этапе совершенствования спортивного мастерства предъявления к организму спортсменов требований, близких к пределу их функциональных возможностей, что является решающим для эффективного протекания приспособительных реакций.

Нагрузка должна возрастать постепенно из года в год, достигая своего максимума на этапе подготовки к высшим достижениям. При этом выделяются основные направления интенсификации тренировочного процесса: суммарный годовой объем работы увеличивается от 312 до 1664 ч в год; количество тренировочных занятий в течение недельного микроцикла увеличивается с 3 до 18.  Количество тренировочных занятий увеличивается от 156 до 936 в год. Спортивной подготовке свойственен указанный рост объемов и интенсивности тренировочного процесса, что должно обеспечивает достижение высоких спортивных результатов в оптимальной возрастной зоне (см. п.2.5.).

 

13. Минимальный и предельный объем соревновательной деятельности.

 

Соревновательная деятельность для лиц, проходящих спортивную подготовку, представляет собой участие в соревнованиях контрольных, отборочных и основных.

Для ведущих яхтсменов страны основными могут быть гонки, входящие в программу  Олимпийских игр, Чемпионаты Мира и Европы. Для квалифицированных спортсменов это Чемпионаты, Кубки, Первенства России, Всероссийские спортивные соревнования, Межрегиональные спортивные соревнования. Для начинающих основными могут быть первенство СШОР, города и т.п. Именно в соответствии со сроками основных соревнований надлежащим образом строится тренировка, изменяются ее объем, интенсивность, содержание и календарный план выступлений спортсмена. Для участия в основных соревнованиях лицо, проходящее спортивную подготовку должно принять участие в отборочных соревнованиях, сначала проявив свои соревновательные возможности и готовность к выступлению на основных стартах, приняв участие в контрольных соревнованиях.

Лицо, проходящее спортивную подготовку получает следующий объем соревновательной деятельности в соответствии с этапом и годом обучения: контрольные соревнования от 1 до 12 в год, отборочные – от 1 до 6, основные от 2 до 10, согласно планируемым показателям  соревновательной деятельности.

 

14. Планируемые показатели соревновательной деятельности

по виду спорта парусный спорт:

Виды соревнований

Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Этап совершенствования спортивного мастерства

Этап высшего спортивного мастерства

До года

Свыше года

До двух лет

Свыше двух лет

Контрольные

1 - 2

2 - 4

2 - 6

4 - 8

6 - 10

8 - 12

Отборочные

-

1 - 2

2 - 4

2 - 4

2 - 6

2 - 6

Основные

-

-

2 - 3

2 - 4

4 - 8

6 - 10

 

15. Требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию.

 

Оборудование и спортивный инвентарь, необходимый для прохождения спортивной подготовки:

№ п/п

Наименование спортивного инвентаря

Единица измерения

Количество изделий

     1.              

Автомобиль (буксир) для транспортировки катеров и яхт

штук

1

     2.              

Буй с якорем и тросом для выставления дистанции гонок и тренировок

штук

10

     3.              

Катер с мотором (длина от 4,2 – 6 м)

штук

3

     4.              

Круг спасательный

штук

6

     5.              

Прицеп с конструкцией для транспортировки катеров и яхт

штук

1

     6.              

Рация

комплект

10

     7.              

Рында

штук

1

     8.              

Спортивная парусная доска

штук

12

     9.              

Спортивное парусное судно (площадь паруса до 6м2)

штук

12

   10.            

Тележка для стоянки и перемещения яхт

штук

1

   11.            

Трос спасательный

м

200

   12.            

Флаги международного свода сигналов

комплект

2

 

16. Обеспечение спортивной экипировкой:

Спортивный инвентарь, передаваемый в индивидуальное пользование

№ п/п

Наименование

Единица измерения

Расчетная единица

Этапы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Этап совершенствования спортивного мастерства

Этап высшего спортивного мастерства

Кол-во

Срок эксплуатации (лет)

Кол-во

Срок эксплуатации (лет)

Кол-во

Срок эксплуатации (лет)

Кол-во

Срок эксплуатации (лет)

1

Парус

штук

на занимающегося

-

-

0,25

2

0,5

1

1

1

2

Плавники

штук

-

-

0,25

3

0,5

2

1

2

3

Рангоут

штук

-

-

0,25

2

0,5

1

1

1

4

Спортивное парусное судно (площадь паруса до 22м2)

штук

-

-

0,25

5

0,5

5

-

-

5

Спортивное парусное судно (площадь паруса свыше 22м2)

штук

-

-

1

-

0,5

5

1

5

6

Такелаж

штук

-

-

0,25

3

0,5

2

1

2

 

Спортивная экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование

№ п/п

Наименование

Единица измерения

Расчетная единица

Этапы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Этап совершенствования спортивного мастерства

Этап высшего спортивного мастерства

Кол-во

Срок эксплуатации (лет)

Кол-во

Срок эксплуатации (лет)

Кол-во

Срок эксплуатации (лет)

Кол-во

Срок эксплуатации (лет)

1

Жилет спасательный

штук

на занимающегося

1

5

1

5

1

5

1

5

2

Костюм непромокаемый

штук

-

-

1

1

1

1

1

1

3

Куртка непромокаемая

штук

-

-

1

3

1

3

1

3

4

Неопреновые сапожки

пар

-

-

1

1

1

1

1

1

5

Неопреновый костюм

штук

-

-

1

3

1

3

1

3

6

Перчатки яхтенные

пар

-

-

1

1

1

1

1

1

7

Пояс трапеционный для парусной доски

штук

-

-

1

3

1

3

1

3

8

Пояс трапеционный для шкотовых парусных судов (двоек)

штук

-

-

1

3

1

3

1

3

9

Шорты откреночные неопреновые для рулевых парусных судов (одиночек)

штук

-

-

1

3

1

3

1

3

 

17. Требования к количественному и качественному составу групп подготовки:

 

Этапы спортивной подготовки

Продолжительность этапов (в годах)

Минимальный возраст для зачисления в группы (лет)

Наполняемость групп (человек)

Разрядные требования

Этап начальной подготовки

3

9

12

от б/р -3 юн.

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

5

11

6

от 2 юн.-1спорт. разряда

Этап совершенствования спортивного мастерства

Без ограничений

14

2

КМС

Этап высшего спортивного мастерства

Без ограничений

15

1-2

МС, МСМК

 

 

 

18. Объем индивидуальной спортивной подготовки.

 

Основными формами осуществления спортивной подготовки являются: групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия; работа по индивидуальным планам; тренировочные сборы; участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях; судейская практика; медико-восстановительные мероприятия; тестирование и контроль.

Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки осуществляется на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.

В зависимости от этапа и года спортивной подготовки общее количество тренировочных занятий в год составляет от 156 до 936 для лиц, проходящих спортивную подготовку.

Объем общей физической подготовки на начальном этапе составляет от 60 до 57 %, на этапах тренировочных, совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства от 50 до 12%, а например объем тактической подготовки на начальном этапе – от 1 до 4%, на тренировочном этапе – от 3 до 7 %, на этапах ССМ и ВСМ – от 6 до 12%. Таким образом, можно заметить изменение процентного соотношения объемов спортивной подготовки в работе с начинающими спортсменами и спортсменами, показывающими высокие спортивные результаты (см. п. 2.7.).

Для проведения занятий на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, кроме основного тренера по виду спорта теннис допускается привлечение дополнительно второго тренера по общефизической и специальной физической подготовке при условии их одновременной работы с лицами, проходящими спортивную подготовку.

 

19. Структура годичного цикла.

 

Периодизация тренировки предполагает неразрывную связь всех видов подготовки, их непрерывное круглогодичное осуществление.

Принимая во внимание климатические особенности региона, зимний период посвящается занятиям по физической подготовке, теории, ремонту материальной части. В летний период главное внимание уделяется тренировкам на воде, походам, участию в клубных, городских, региональных соревнованиях.

Осенний период посвящен активному отдыху, уборке и подготовке к зимнему хранению материальной части.

19.1.                 Годичный цикл подготовки для этапов начальной спортивной подготовки

(одноцикловое построение года).

 

Периоды

Основные задачи

Подготовительный

·  Общая физическая подготовка: развитие общей выносливости, ловкости, гибкости, быстроты

·  Теория: общие сведения из истории плавания под парусами, техника безопасности;

·  Работа с материальной частью, косметический ремонт.

Основной

·  Подготовка на воде: освоение основных приемов плавания под парусом на учебных швертботах, техника безопасности, участие в клубных соревнованиях;

·  Теория: инструктивные занятия, беседы на специальные темы, совместное обсуждение тренировок;

·  Работа с материальной частью: уход за лодкой и парусами, косметический ремонт.

Переходный

·  Общая физическая подготовка, спортивные игры, лечебно-восстановительные мероприятия;

·  Работа с материальной частью: подготовка и уборка лодок на зимнее хранение.

 

 

19.2.                 Годичный цикл подготовки для этапов спортивной специализации и совершенствования спортивного мастерства (одноцикловое построение года)

 

Период

Этап

Сроки

Главные задачи

Подготовительный

Общеподготовительный

Декабрь- март

·         Теория: прослушивание курса и сдача экзаменов на звание яхтенного рулевого;

·         ФП: создание базы ОФП, развитие общей выносливости, ловкости, быстроты.

Спецподготовительный

Апрель – май

·         СП: восстановление и совершенствование двигательных навыков, приемов техники и тактики; участие в соревнованиях клубных, региональных, российских;

·         ФП: снижение объема ОФП, использование средств СФП как вспомогательного средства СП.

Основной

Соревнова-

тельный

Май – сентябрь

·         СП: наращивание формы, подход к пику формы к главным соревнованиям;

·         Теория: инструктажи, разбор тренировок гонок, корректировка планов подготовки;

·         ФП: работа в поддерживающем режиме.

Переходный

 

Октябрь- ноябрь

·         СП: снижение нагрузок, участие в клубных и региональных соревнованиях;

·         Теория: анализ сезона, подготовка планов подготовки на следующий год;

·         ФП: восстановление средствами ФП, работа с материальной частью, подготовка лодок к зимнему хранению;

·         Медобследование, лечебно-профилактические, восстановительные мероприятия.

                                              

Для спортсменов КМС и выше, построение годичного цикла может иметь более сложную структуру и включать два и даже три цикла внутри годичного цикла. В качестве рекомендованного предлагается типовой двух-цикловый вариант построения годичного цикла.

 

 

19.3.                 Годичный цикл подготовки для этапа высшего спортивного мастерства

 

Цикл

Сроки

Главные задачи

1

Втягивающий

Декабрь- январь

Создание базы ФП, наращивание нагрузок, подготовка яхт к сезону

Подводящий

Февраль – март

Восстановление и совершенствование навыков СП, сдача нормативов по ФП

1-й соревновательный

Апрель - май

Участие в Кубке (первенстве) России, отбор на международные соревнования и в сборную команду РФ

2

Подводящий

Май- июнь

Наращивание формы, выход на пик к главным соревнованиям сезона, корректировка планов

2-й соревновательный

Июль - август

Выполнение контрольных заданий на главных соревнованиях сезона

Восстановительный

август

Снижение нагрузок, медобследование, восстановление средствами СП и ОФП, лечебно – восстановительные мероприятия

3-й соревновательный

Сентябрь - октябрь

Участие в чемпионате (первенстве) РФ, в отборе в сборную команду РФ

3

Переходный

Октябрь - ноябрь

Снижение нагрузок, восстановительные и лечебные мероприятия, анализ сезона, составление и защита индивидуальных планов на следующий год.

 

19.1.                 Годовой план-график распределения учебных часов для этапа начальной подготовки 1 года обучения

МЕСЯЦЫ

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сент.

Окт.

Нояб.

Дек.

Всего

этапы

подготовительный

основной

переходный

 

Теоретическая подготовка

8

9

10

13

3

2

2

2

3

5

6

11

74

Общая теоретическая подготовка

1

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

4

Специальная теоретическая подотовка

3

5

4

5

3

1

1

1

1

5

4

5

38

Общая психологическая подготовка

 

 

1

1

 

 

 

1

 

 

 

1

4

Специальная психологическая подготовка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

Программа подготовки юного рулевого

4

3

5

6

 

 

 

 

2

 

2

4

26

Зачеты

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

2

Практическая подготовка

16

15

20

11

21

28

22

22

27

19

18

19

238

Общая физическая подготовка

10

8

10

5

2

0

1

0

6

14

10

12

78

Специальная физическая подготовка

1

2

4

1

1

 

4

0

4

 

1

2

20

Специальная подготовка 

 

 

 

 

14

25

16

22

15

0

 

 

92

Сдача контрольных нормативов, тестирование

 

 

1

 

 

1

1

 

 

 

1

 

4

Уход за материальной частью

5

5

5

5

4

2

0

0

2

5

6

5

44

Участие в соревнованиях

по календарному плану

Всего учебных часов

24

24

30

24

24

30

24

24

30

24

24

30

312

19.1.                 Годовой план-график распределения учебных часов для этапа начальной подготовки (свыше года)

 

МЕСЯЦЫ

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг

Сент.

Окт.

Нояб.

Дек.

Всего

этапы

подготовительный

основной

переходный

 

Теоретическая подготовка

12

13

12

18

7

3

1

0

0

11

14

14

105

Общая теоретическая подготовка

1

1

1

1

0

 

 

 

0

1

1

1

7

Специальная теоретическая подотовка

5

8

4

12

4

1

1

 

0

8

9

8

60

Общая психологическая подготовка

1

 

 

1

1

0

 

0

 

 

 

1

4

Специальная психологическая подготовка

 

 

 

 

1

1

 

0

 

 

 

 

2

Программа подготовки рулевых 3 класса

5

4

6

4

0

 

 

 

0

2

3

4

28

Зачеты

 

 

1

 

1

1

 

 

 

 

1

 

4

Практическая подготовка

20

19

28

14

25

37

31

32

40

21

18

26

311

Общая физическая подготовка

9

10

13

4

 

 

 

0

4

18

8

14

80

Специальная физическая подготовка

6

4

8

4

5

3

2

2

4

2

2

3

45

Специальная подготовка

 

 

 

 

18

32

29

30

25

0

 

 

134

Сдача контрольных нормативов, тестирование

 

 

1

 

1

1

 

0

 

1

2

 

6

Уход за материальной частью

5

5

6

6

1

1

0

0

7

0

6

9

46

Участие в соревнованиях

по календарному плану

Всего учебных часов

32

32

40

32

32

40

32

32

40

32

32

40

416

19.1.                 Годовой план-график распределения учебных часов для тренировочного этапа

(до 2х лет)

МЕСЯЦЫ

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг

Сент.

Окт.

Нояб.

Дек.

Всего

этапы

подготовительный

основной

переходный

 

Теоретическая подготовка

14

18

29

25

11

3

3

2

5

14

20

18

162

Общая теоретическая подготовка

1

1

1

2

1

 

1

 

 

 

1

2

10

Специальная теоретическая подотовка

10

12

18

13

5

2

2

2

5

12

11

14

106

Общая психологическая подготовка

 

 

2

2

 

 

 

 

 

1

1

 

6

Специальная психологическая подготовка

 

 

1

1

 

 

 

 

 

1

1

 

4

Программа подготовки рулевых 3 класса

3

5

6

6

4

 

 

 

 

 

4

2

30

Зачеты

 

 

1

1

1

1

 

 

 

 

2

 

6

Практическая подготовка

34

30

31

23

37

57

45

46

55

34

28

42

462

Общая физическая подготовка

12

12

16

13

6

2

2

1

4

16

12

12

108

Специальная физическая подготовка

16

12

9

3

 

 

 

 

12

18

12

22

104

Специальная подготовка

 

 

 

 

29

54

43

45

25

0

 

 

196

Сдача контрольных нормативов, тестирование

 

 

2

1

 

1

 

 

 

 

2

 

6

Уход за материальной частью

6

6

4

6

2

 

 

 

14

 

2

8

48

Участие в соревнованиях

по календарному плану

Всего учебных часов

48

48

60

48

48

60

48

48

60

48

48

60

624

19.1.                 Годовой план-график распределения учебных часов для тренировочного этапа (свыше 2х лет)

 

МЕСЯЦЫ

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг

Сент.

Окт.

Нояб.

Дек.

Всего

этапы

подготовительный

основной

переходный

 

Теоретическая подготовка

28

27

36

37

18

5

4

5

28

16

30

32

266

Общая теоретическая подготовка

1

1

1

2

2

1

1

1

2

1

 

1

14

Специальная теоретическая подотовка

20

19

24

24

8

3

3

3

22

13

21

26

186

Общая психологическая подготовка

 

 

2

2

 

 

 

 

 

1

1

 

6

Специальная психологическая подготовка

1

1

1

1

1

 

 

 

 

1

1

1

8

Программа подготовки рулевых 2 класса

6

6

7

7

5

 

 

 

4

 

5

4

44

Зачеты

 

 

1

1

2

1

 

1

 

 

2

 

8

Практическая подготовка

44

45

54

35

54

85

68

67

62

56

42

58

670

Общая физическая подготовка

16

14

16

12

10

2

2

2

8

20

16

22

140

Специальная физическая подготовка

19

16

20

10

2

 

 

 

12

20

13

20

132

Специальная подготовка

 

 

 

 

41

82

66

65

42

0

 

 

296

Сдача контрольных нормативов, тестирование

1

1

2

1

 

1

 

 

 

 

1

1

8

Уход за материальной частью

8

14

16

12

1

 

 

 

0

16

12

15

94

Участие в соревнованиях

по календарному плану

Всего учебных часов

72

72

90

72

72

90

72

72

90

72

72

90

936

19.1.                 Годовой план-график распределения учебных часов для этапа совершенствования спортивного мастерства

 

МЕСЯЦЫ

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг

Сент.

Окт.

Нояб.

Дек.

Всего

этапы

подготовительный

основной

переходный

 

Теоретическая подготовка

38

33

36

38

10

4

3

5

10

23

30

40

270

Общая теоретическая подготовка

4

2

3

2

1

1

1

2

2

1

2

3

24

Специальная теоретическая подготовка

22

20

20

20

4

2

2

2

6

20

20

26

164

Общая психологическая подготовка

 

 

2

2

2

 

 

 

1

1

1

1

10

Специальная психологическая подготовка

1

1

2

2

1

 

 

 

1

1

1

2

12

Программа подготовки рулевых 1 класса

11

10

8

10

 

 

 

 

 

 

4

7

50

Зачеты

 

 

1

2

2

1

 

1

 

 

2

1

10

Практическая подготовка

74

79

76

102

102

136

109

107

130

89

82

100

1186

Общая физическая подготовка

28

24

28

32

10

6

4

2

16

22

24

32

228

Специальная физическая подготовка

30

32

32

31

24

7

5

5

26

38

32

38

300

Специальная подготовка

 

 

0

22

64

114

94

94

58

22

 

 

468

Сдача контрольных нормативов, тестирование

2

1

2

2

 

1

 

 

 

 

1

1

10

Инструктаж и судейская практика

14

22

14

15

4

8

6

6

30

7

25

29

180

Уход за материальной частью

38

33

36

38

10

4

3

5

10

23

30

40

270

Участие в соревнованиях

по индивидуальному плану

Всего учебных часов

112

112

112

140

112

140

112

112

140

112

112

140

1456

 

19.1.                 Годовой план-график распределения учебных часов для этапа высшего спортивного мастерства

 

МЕСЯЦЫ

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг

Сент.

Окт.

Нояб.

Дек.

Всего

этапы

подготовительный

основной

переходный

 

Теоретическая подготовка

57

52

48

53

10

5

4

5

12

34

50

62

392

Общая теоретическая подготовка

6

4

4

2

0

1

 

2

2

1

4

4

30

Специальная теоретическая подготовка

42

36

32

36

6

2

2

2

8

30

38

42

276

Общая психологическая подготовка

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

11

Специальная психологическая подготовка

1

1

2

2

1

1

1

 

1

1

1

2

14

Специальная подготовка

6

10

8

10

 

 

 

 

 

0

4

12

50

Зачеты

1

 

1

2

2

 

 

1

 

1

2

1

11

Практическая подготовка

71

76

80

107

118

155

124

123

148

94

78

98

1272

Общая физическая подготовка

26

24

26

16

4

6

4

4

4

16

20

28

178

Специальная физическая подготовка

18

22

25

22

5

6

4

4

28

12

22

32

200

Специальная подготовка

 

 

0

42

84

112

94

90

72

42

 

 

536

Сдача контрольных нормативов, тестирование

1

1

1

1

1

1

 

1

 

 

1

2

10

Инструктаж и судейская практика

26

29

28

26

24

30

22

24

44

24

35

36

348

Уход за материальной частью

57

52

48

53

10

5

4

5

12

34

50

62

392

Участие в соревнованиях

по индивидуальному плану

Всего учебных часов

128

128

128

160

128

160

128

128

160

128

128

160

1664

 

III. Методическая часть

 

В данной Программе изложен материал, отражающий тот или иной вид подготовки яхтсменов, в соответствии с объемом предельных тренировочных нагрузок, планируемых на определенный этап обучения, содержания судейской и инструкторской практики, перечня основных мероприятий по тренировочной работе, план применения восстановительных средств, план физкультурно-спортивных мероприятий, система контроля и зачетные требования, контрольно-переводные нормативы по видам подготовки строго по годам обучения, в соответствии с режимом работы в СШОР по парусному спорту.

В программе даны конкретные методические рекомендации и требования по организации и планированию тренировочной работы по спортивной подготовке, отбору и комплектованию групп, уровню развития физических, психофизиологических качеств и способностей занимающихся.

Основными формами осуществления спортивной подготовки являются:

- групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;

- работа по индивидуальным планам;

- тренировочные сборы;

- участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;

- инструкторская и судейская практика;

- медико-восстановительные мероприятия;

- тестирование и контроль.

7. Программный материал для практических занятий.

 

7.1. Многолетняя подготовка яхтсменов разрядников высшей квалификации.

 

1. Основные положения и принципы подготовки.

Процесс многолетней подготовки яхтсменов разрядников высшей квалификации направлен на формирование физических и морально – волевых качеств, необходимых для достижения высоких спортивных результатов, приобретения широкого круга специальных знаний и навыков по их практическому применению. Планирование и проведение тренировочного процесса осуществляется на основе следующих принципов:

Принцип индивидуализации. Воздействие на организм и психику спортсмена только тогда дает положительный результат и обеспечивает быстрый рост физических и психологических качеств, когда осуществляется с учетом индивидуальных особенностей спортсмена, текущего состояния его тренированности, особенностей его мотивационной сферы. Для достижения равного уровня результатов разным спортсменам необходимы различные объемы и интенсивность тренировки, индивидуальное планирование циклов подготовки, специфические методы подведения к пику спортивной формы.

Принцип доступности. На каждом из этапов подготовки требования (нагрузка, контрольные задания) должны соответствовать уровню подготовленности спортсмена. Принцип доступности включает в себя требования постепенности и нарастания нагрузок. Тренировочная нагрузка должна не только соответствовать возможностям спортсмена, но и постоянно нарастать. В свою очередь, рост нагрузок должен соответствовать возможностям спортсмена. К одинаковым нагрузкам организм спортсмена быстро адаптируется, рост тренированности прекращается, а в результате монотонии и снижения мотивации уровень подготовки и результат могут снижаться. С другой стороны, неоправданно резкое повышение нагрузок, сверхвысокие, невыполнимые нагрузки и контрольные задания могут привести к загрубению или к утрате приобретенных навыков и качеств, отказу от тренировок, к снижению уровня подготовленности и падению интереса к парусному спорту. Принцип доступности находит свое отражение в известных методических правилах: от «простого к сложному», от «легкого к трудному», «от известного к неизвестному».

Принцип цикличности. Периодизация тренировочного процесса, чередование различных по интенсивности и объему нагрузок – существенная черта современного тренировочного процесса. Обоснованное перспективное и текущее планирование предусматривает чередование различных этапов и циклов, направленных в зависимости от решаемых задач на рост общего уровня тренированности, на совершенствование отдельных сторон готовности спортсмена, на подведение спортсмена к пику спортивной формы к началу главных соревнований.

Принцип рационального чередования нагрузок и отдыха. Тренировочный процесс только тогда дает положительные результаты, когда тренер планирует не только нагрузки, но и постоянно контролирует состояние спортсмена, уделяет равное внимание восстановлению организма и психики спортсмена.

 

2. Виды подготовки и их взаимосвязь (система).

В таком сложно- техническом виде спортивной деятельности, каким является парусный спорт, высокий результат обеспечивается эффективным функционированием системы «человек – экипаж- яхта». Поскольку человеческий фактор может проявиться в гонке только через посредство «яхта», материальная часть – ее качество настройка, умение подготовить лодку и «выжать» из нее максимальные скорости – навсегда остается важнейшим фактором успеха. Тем не менее, постоянно растет удельный вес «человеческого фактора» в достижении победы.

Планируя подготовку разрядника, тренер исходит из понимания того, что уровень тренированности, спортивная форма есть результат всесторонней и системной подготовки индивида.

Система представляет собой оптимальное сочетание основных видов подготовки, а учебно-тренировочная работа по каждому из видов подготовки строится по принципу взаимной дополнительности и увязывается с конечными целями.

К числу основных видов подготовки относятся:

·      физическая подготовка (общая и специальная);

·      специальная подготовка (практические тренировки на воде), включая:

-  техническая подготовка;

-  тактическая подготовка;

-  практическая настройка яхты;

·      теоретическая подготовка (общий и специальный разделы);

·      психологическая подготовка;

·      работа с материальной частью.

 

3. Средства и методы подготовки, оценки готовности.

В своей практической работе тренер использует все богатство средств и методов воздействия на организм и личность молодого яхтсмена. Грамотное планирование, сочетание разнообразных тренировочных методов, умелое педагогическое взаимодействие со спортсменом, использование современных технических средств, индивидуализированный подход к личности спортсмена – все это должно работать на общую цель – постоянный рост уровня подготовленности яхтсмена.

Существенное значение для обеспечения системности подготовки имеет взаимосвязь и взаимопроникновение средств и методов подготовки. Например, использование средств специальной подготовки для наращивания специальных физических качеств, или использование тренировок по физической подготовке для формирования отдельных качеств специальной готовности.

Конечным мерилом готовности спортсмена в парусном спорте является результат, показанный им на официальных соревнованиях. Таким результатом может являться не только первое место. Под результатом понимается достижение в условиях официальных гонок запланированных показателей, выполнение контрольных заданий (например, войти в десятку сильнейших), или решение отдельных задач (например, выход на первый знак в 10% лучших не менее чем в половине от числа проведенных гонок, удержание конкретного противника и т.п.).

Для оценки уровня тренированности спортсмена по отдельным видам подготовки пользуются таблицами из 1 части программы и таблицами по тестированию.

1.    Обязательная техническая программа.

 

2.1. Техника управления – учебный материал.

 

Этап начальной подготовки:

1. На берегу: определение границ и особенностей района плавания, направления ветра по ветроуказателям (флюгаркам), тактильным ощущениям. Изучение правил поведения на воде, инструкций по безопасности плавания. Элементарные правила установки парусов в зависимости от направления ветра и курса яхты.

2. На свободной воде:

Посадка – основные позиции. Правильная посадка рулевого на яхте на острых и полных курсах и в зависимости от силы ветра; на двойках – правильная посадка рулевого и шкотового в зависимости от курса и силы ветра. Хождение курсом галфвинд между двумя буйками. То же «змейкой», чередуя приведение и уваливания. Приведение до левентика и уваливание до галфвинда.

Прием – приведение – с курса галфвинд плавно привестись до левентика, стараясь поддержать максимальную скорость за счет работы шкотами, изменения крена и т.п. – с последующим уваливанием до курса галфвинд.

Прием – уваливание – с курса галфвинд плавное уваливание до курса полный бакштаг – с одновременной работой шкотами, подбиранием шверта с последующим приведением до курса галфвинд; на двойках (то же – с подъемом спинакера и несением его некоторое время) – с последующим приведением до курса галфвинд.

Прием – поворот оверштаг – приведение до левентика и уваливание до галфвинда на другом галсе.

Прием – поворот фордевинд – с курса галфвинд – бакштаг уваливание до фордевинда, переброска паруса на другой борт, приведение до бакштага – галфвинда на другом галсе.

Маневр – подход к буйку. Подход в левентик (с полной остановкой и легким касанием буйка носом лодки) и отход от него задним ходом с разворотом на галс и набором  хода. Подход с подветра – подойти так, чтобы слегка коснуться буйка наветренным бортом и остановиться. То же – с наветра – подойти к буйку так, чтобы остановиться непосредственно на ветру от буйка, сдрейфовывая на него. Подход к буйку кормой – выйти на ветер от буйка, вынести парус (паруса) на ветер и задним ходом подойти к буйку, коснувшись его транцевой доской.

Маневр – подход к бону – с подветра – с остановкой в левентик, касанием бона наветренной скулой, бортом; усложнить - заход в гавань, разворот и подход к бону с полным погашением скорости.

Комплексный приемведение лодки по передней шкаторине (на швертботах – одиночках – по передней шкаторине грота, на двойках стакселя); то же – идя полным/крутым курсом бейдевинд; то же – «змейкой», чередуя крутой и полный курсы бейдевинд, стараясь в каждом моменте поддержать максимальную скорость; то же в кильватерной колонне (7-8 лодок), стараясь в точности повторить маневр лидера.

Прием – откренивание – выбор оптимальной позы откренивания (на двойках выбор позиции откренивания рулевого и шкотового, согласованная работа по открениванию и управлению парусами экипажем) – выполняется от скорости ветра и волны.

3 На тренировочной дистанции:

Маневр – огибание верхнего знака (включая поворот оверштаг или без него): управление яхтой на галсе, расчет последнего поворота оверштаг с точным выходом на знак одним галсом, уваливание с набором хода. В завершающей части маневр включает настройку яхты на полные курсы (подъем шверта, потравливание шкаторин, работа с оттяжкой гика); на двойках – подъем спинакера, действия  рулевого и шкотового по выбору посадки, согласованные действия по совместному управлению спинакером, и ведению лодки со спинакером.

Маневр – огибание знака с полного курса на полный: расчет оптимальной кривой прохождения знака с поворотом фордевинд; на двойках то же с поворотом фордевинд и с работающим спинакером, то же – со спуском спинакера, поворотом оверштаг и подъемом спинакера после прохождения знака.

Комплексный прием – прохождение курса полный бакштаг – фордевинд: оптимальная подстройка парусов на курсе фордевинд, работа со швертом, с оттяжками; выбор крена (положительного и/или отрицательного) – выполняется в зависимости от конкретных условий: силы ветра и величины волны; то же – на двойке – техника несения спинакера на курсе фордевинд; техника поворота фордевинд с акцентом на сохранение скорости хода, с акцентом на экстренность выполнения; то же – прохождение фордевинда бакштагами (включая повороты фордевинд со спинакером) – выбор оптимальных углов в зависимости от курса к ветру и к знаку, особенностей ветровой и волновой обстановки; отработка элементов глиссирования и серфинга.

Маневр – огибание нижнего знака: расчет подход к знаку и огибание его по оптимальной кривой с набором хода на приведении и окончанием приведения вплотную к знаку; то же – на двойках – с уборкой спинакера.

V. Перечень информационного обеспечения

 

1. Бауэр В.Г., Нормативно–правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ/В.Г. Бауэр, Е.П. Гончарова, В.Н. Панкратова. -Москва: Изд-во «Кострома», 1995. -31 с.

2. Брагин В. Юный моряк/- М., 1973.-

3. Вайцеховский С.М., Книга тренера/- Москва: Изд-во «Физкультура и спорт», 1971. -312 с.

4. ВФПС Международные правила парусных гонок.

5. Гантваргер Р.Б., Дельные вещи в судостроении/- Ленинград: Изд-во «Судостроение», 1986. - 271 с.

6. Георгиева С.А. Физиология/, 1981.

7. Григорьев Н.В., Школа яхтенного рулевого/- М.: ФиС, 1967.

8. Григорьев Н.В., Школа яхтенного рулевого/ Н.В.Григорьев, Д.Н. Коровельский,

Е.П. Леонтьев. - Москва: Изд-во «Физкультура и спорт», 1967. - 280 с.

9. Дмитриева В.В. Морской энциклопедический словарь/- Ленинград: Изд-во «Судостроение», 1991.

10. Журавлев Б.Л. Столярное дело/- М.,1984.

11. Захарова С.А. Сборник официальных документов и нормативных материалов по физической культуре и спорту Российской Федерации и Челябинской области/С.А.Захарова // -2012.-№ 2 .-  г. Челябинск,  Изд-во УРГУФК, 2012.-130 с.

12. Ильин Е.П., Психология физического воспитания/ - Москва: Изд-во «Просвещение», 1983. - 224 с.

13. Ипатов П.А., Учебник рулевого/ Военное издательство Мин. Образования,  -М., 1954.

14. Ланда Б.Х., Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности/  - Москва: Изд-во  «Советский спорт», 2011. -348 с.

15. Ларин Ю.А., Подготовка яхтсмена – гонщика/Ю.А.Ларин,  Ю.В. Пильчин, - Москва: Изд-во «Физкультура и спорт», 1981. -120 с.

16. Леонтьев Е.П., Школа яхтенного рулевого/ Изд-во «Физкультура и спорт» исправленное и дополненное, 1987. - 273 с.

17. Майкели Л., Энциклопедия спортивной медицины/ Майкели Л., Дженкинс М. Изд-во «Лань»,1997.

18. Марквардт. Рангоут, такелаж и паруса судов 18в./- Ленинград: Изд-во «Судостроение», 1991.

19. Матвеев Л.П., Общая теория спорта и ее прикладные аспекты/ - Москва: Изд-во «Известия», 2001. - 323 с.

20. Мельников Е.В., Морское дело/ - Москва: Изд-во «Транспорт», 1975.

21. Митрофанов В.П., Школы под парусами/- Ленинград: Изд-во «Судостроение», 1989.

22. Мордвинов Б.Г., Средства навигации малых судов/-Л., 1986.

23. Никитушкин В.Г., Современная подготовка юных спортсменов/Методическое пособие,  изготовлено по гос. зак.. Департамента ФКиС г. Москвы, 2009. -112 с.

24. Никитушкина Н.Н., Управление методической деятельностью спортивной школы/ Н.Н.Никитушкина,  И.А.Водянникова, Изд-во «Советский спорт» 2012. - 200с.

25. Озолин Н.Г., Настольная книга тренера. Наука побеждать, профессия – тренер/ - Москва: Изд-во ООО «Астрель», 2002. - 863 с.

26. Параносич В. Психодинамика/ - Москва: Изд-во «ФиС», 1977.

27. Паточка В. Паруса над океаном/- Л.,1977.

28. Пильчин Ю.В., Программа для секций коллективов физкультуры, Детско-юношеских спортивных школ, спортивных, школ молодежи и школ высшего спортивного мастерства/Программа составлена тренером Отдела парусного спорта Спорткомитета СССР, мастером спорта Ю.В. Пильчиным/ Издательско-полиграфическое предприятие МГС «Динамо» г. Москва, 1973. - 113 с.

29. Помогаев Г.И., Рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда по отрасли «Физическая культура и спорт» в городе Москве/ Методическое пособие, Г.И. Помогаев, В.Л.Карташов, Изготовлено по гос. зак. Департамента ФКиС г. Москва, 2009. -128 с.

30. Правила международного класса ОПТИМИСТ/ Редактирование перевода: Елизаров В.П., Алексеев В.В., изд. ВФПС 2011.- 64 с.

31. Привес М.Г., Анатомия человека/ - М., 1985.

32. Проктор Я. Плавание под парусами/ -Л., 1981.

33. Роберт Дас, Шварцлозе Харальд, Морская практика в картинках/ - Москва: Изд-во АЯКС-ПРЕСС, 2014. -159 с.

34. Родниченко В.С. Твой Олимпийский учебник/- М.,1996.

35. Слэтер Фил , Гонки ОПТИМИСТОВ/  Изд-во «АЯКС-ПРЕСС» 2008.- 95 с.

36. Сурков Е.Н. Антиципация в спорте/- М.,1982.

37. Таланга Е., Энциклопедия физических упражнений/ г. Москва, 1998. - 416 с.

38. Твейн Б., «Хождение под парусом»/ Настольная книга яхтсмена, - Москва: Изд-во «ФАИР-ПРЕСС», 2005. - 320 с.

39. Филатов М.Е., Правила плавания по внутренним водным путям РСФСР/ - Москва: Изд-во «Транспорт», 1988. - 78 с.

40. Ховард-Уильямс ДЖ, Уход за парусами и их ремонт / журнал /; - Москва: Изд-во «Физкультура и спорт», 1980.- 96 с.

41. Закон РФ от 4 декабря 2007г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» (с изменениями № 412-ФЗ от 6 декабря 2011 года).

42. Приказ Министерства спорта Российской Федерации № 696 от 30.08.2013 года «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта парусный спорт».

Аудиовизуальные средства:

http://old.vfps.ru/audio/

http://old.vfps.ru/video/

Интернет-ресурсы:

http://old.vfps.ru/boards/detskie/

http://old.vfps.ru/boards/olimpijskie/

http://old.vfps.ru/learn/literatura.php

 

416